Узор молдавского ковра

Печать

Узор молдавского ковра складывается обычно из центрального поля и каймы. Однако наличие четырехсторонней каймы необязательно: часты решения с одно-, двух-, трехсторонней каймой и без всякой каймы. Существенная особенность узора молдавского ковра проявляется в том, что мотивы каймы не повторяют мотивов центрального ноля и как бы противопоставлены им по рисунку и в цвете, создавая гармоническое единство, основанное не на сходстве элементов, а на их контрасте.

На старинных коврах рисунок поперечных и продольных полос каймы часто решен по-разному. Кроме того, рисунок поперечных полос каймы обычно проходит от кромки до кромки, часто на углах даже не соприкасаясь с рисунком продольных полос. Этот прием, усиливающий непринужденность композиции, чрезвычайно характерен для молдавских ковров.

В композиции ковра определяющее значение имеет характер мотивов центрального поля, степень их разнообразия, их размеры, размещение и чередование. Имеются ковры с крупными, во всю ширину центрального поля, мотивами и множество решений с мотивами уменьшенного размера.

Дробление мотивов дает группу мелкоорнаментальных ковров, к которым относится известное в народе истолкование узора как поля, усеянного цветами. Своеобразны по композиции ковры с узором из треугольников, поперечных полос, с фоном, составленным из продольных полос, а также с расчлененным фоном, участки которого заполнены повторяющимися или различными мотивами. Композиция лучших ковров отличается простотой, изяществом, пропорциональностью и связанностью элементов.